Легендарная Ялтинская киностудия была основана в 1917 году российской кинофабрикой «Ханжонков и Ко», как первая киносъёмочная база России.
Торговый дом «А. Ханжонков и К°» (или ателье Ханжонкова) — это российская компания по производству российских кинолент и прокату в России зарубежных кинофильмов, образованная в 1906 году Александром Алексеевичем Ханжонковым (1877- 1945 г. г.) российским предпринимателем, организатором кинопромышленности, продюсером, режиссёром, сценаристом, одним из пионеров русского кинематографа.
С 1910 года компания Ханжонкова становится бесспорным лидером российского кинопроизводства, издающая журнал «Вестник кинематографии» и журнал «Пегас» (с 1915 г.), в котором помимо материалов о кино, печатались новости современной культуры, театральной жизни, музыки, литературы.
Огромна просветительская роль киноателье Ханжонкова, как крупнейшего российского производителя уникальных киноматериалов научного, образовательного, познавательного характера.
В киноателье Ханжонкова был создан специальный Научный отдел для съёмок образовательных, этнографических фильмов, выпускавший ленты по сельскому хозяйству, географии, зоологии, ботанике, медицине с привлечением ведущих российских научных специалистов.
На Ялтинской киностудии трудились видный деятель русской кинематографии, известный актер и режиссер Владимир Гардин (Благонравов) (1877 — 1965 г. г.), и один из основателей декорационного искусства, русский художник театра и кино Владимир Егоров (1878—1960 г. г.).
В 1911 году в компании Ханжонкова был снят первый в России полнометражный фильм «Оборона Севастополя», поставленный совместно Ханжонковым и Гончаровым. Съёмки фильма велись в местах подлинных боев Крымской войны. с привлечением участников героической обороны Севастополя. Премьера первого русского полнометражного фильма(2000 метров) «Оборона Севастополя», продолжительностью 1 час 40 мин, состоялась в присутствии Николая II, осенью 1911 года в Ливадийском дворце — летней крымской резиденции императорской семьи.
В 1912 году кино-компания выпускает в прокат первый в мире мультфильм, снятый в технике объёмной анимации — «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» в постановке Владислава Старевича.
Весной 1917 года Ханжонков вместе с сотрудниками своей кинокомпании выезжает в Крым в Ялту, где организует киностудию. полноценное кинопроизводство и до 1919 года выпускает новые фильмы. Во время 1-й мировой войны 1914—18 г. г. в Голливуде сложились основные черты американской кинематографии, наладилось конвейерное производство фильмов. Создавая Ялтинскую киностудию в 1917 году, Ханжонков мечтал об создании в Крыму «русского Голливуда».
В 1917 году Александр Ханжонков снимает фильмы — «Аркаша женится», «В стране любви», «За счастьем», «Княжна Лариса», «Король Парижа», «Лина под экспертизой, или Буйный покойник», «Набат», «Покушение на губернатора», «Революционер», «Сумерки», «Умирающий лебедь». В 1918 году — «Декорация счастья», «Мечта и жизнь», «Мисс Мэри», «Поэт и павшая душа», «Проект инженера Прайта»,«Сказка весеннего ветра», «Честное слово», «Эпизод любви».В 1919 году — «Тереза Ракэн», «Фауст».
В мае 1919 года кинокомпания Александра Ханжонкова была национализирована ялтинским военно-революционным комитетом и преобразована в государственную Ялтинскую кинофабрику, но работала до 1020 года.
После разгрома армии Врангеля в Крыму в конце 1920 года, Ханжонков уезжает в Константинополь, затем перебирается в Милан и Вену, где пытается восстановить кинопроизводство.
В 1922 году в Бадене на арендованной вилле Александр Ханжонков организует исследования по созданию звуковых фильмов, однако, вскоре он был вынужден прекратить исследовательские работы из-за нехватки средств.
В 1923 году представители акционерного общества «Русфильм» обращаются к Ханжонкову с предложением вернуться на родину. Александр Ханжонков принимает предложение, однако акционерное общество «Русфильм» закрывается, так и не начав работать. Ханжонков работает некоторое время консультантом «Госкино» СССР, затем заведующим производством «Пролеткино» СССР.
В 1926 году Ханжонков вместе с группой руководителей «Пролеткино» был арестован по уголовному делу о финансовых злоупотреблениях в этой организации. Ввиду отсутствия доказательств его вины Александр Ханжонков был освобождён, однако, был лишён политических прав и получил запрет на работу в области кинематографа. Резко ухудшившееся здоровье, вынуждает Ханжонкова переехать из Москвы в Ялту.
В 1930 года Ялтинская кинофабрика входит в трест «Восток-кино».
Одним из первых режиссеров Ялтинской кинофабрики стал известный советский режиссёр Яков Александрович Протазанов (1881 – 1945г. г.), снявший в Ялте в 1930 году известный фильм «Праздник святого Иоргена», по мотивам одноименного романа датского писателя Геральда Берстеда.
Сценаристы фильма: Илья Ильф (Файнзильберг), Евгений Петров, Яков Протазанов, Владимир Швейцер. С участием известных актёров: Анатолия Кторова, Игоря Ильинского и Михаила Климова.
В 1935 году на Ялтинской кинофабрике снята п риключенческая сказка «Новый Гулливер» (1935 г. ) — советская детская анимационно-игровая сатирическая комедия Александра Птушко по мотивам романа Джонатана Свифта, созданный средствами объёмной мультипликации с уникальными комбинированными съёмками. Режиссер и сценарист Александр Птушко.
В 1936 году Ялтинскую киностудию передали студии «Союздетфильм». В этот период с киностудией сотрудничают видные советские литераторы — Вениамин Каверин (Зильбер, 1902—1989 г. г.), кинорежиссер Всеволод Илларионович Пудовкин (1893 — 1953 г. г.).
В 1938 году на Московской киностудии «Союздетфильм» в Ялте был снят полнометражный чёрно-белый художественный фильм-сказка «По щучьему веленью», режиссёром Александром Роу по одноимённой пьесе Елизаветы Тараховской.
По мотивам сказки Алексея Толстогов 1939 году снят художественный игровой и кукольный фильм «Золотой ключик», режиссера Александра Птушко.
В 1934 году Ханжонков обращается к председателю «Кинофотоуправления» (министру кинематографии СССР) Борису Шумяцкому с письмом, в котором пишет:
«…Моё положение и в моральном и в материальном отношении стало настолько невыносимо, что я решился обратиться <…> с просьбой помочь мне найти выход из такового… Прошу своим авторитетным словом поддержать мой труд и помочь мне войти в рабочую семью Советской кинематографии полноправным её членом. Вне этого предо мною остаются лишь перспективы на дальнейшее ухудшение моего здоровья, вызываемого постоянной нуждою, и в конечном итоге — смерть от недоедания, на которую я здесь оказался обречённым вместе со своею женою» .
Александр Ханжонков был реабилитирован и получил правительственную персональную пенсию. В последние годы жизни Ханжонков писал мемуары, его воспоминания опубликованы в книге «Первые годы русской кинематографии», вышедшей в 1937 году.
Во время немецко-фашистской оккупации Крыма 1941—1944 г. г. прикованный к инвалидной коляске Ханжонков, оставался в Ялте. Александр Алексеевич Ханжонков скончался 26 сентября 1945 года.