Дом Ханжонкова. Тот самый, где появился первый в России и один из первых в мире полнометражный фильм, где сняли первый мультфильм и впервые стали использовать киномонтаж. Первый во всём — так можно сказать не только о кинолаборатории, но и её основателе, лучшем кинопромышленнике России, создателе империи отечественного кино Александре Ханжонкове.
Его называли "предпринимателем культурного толка". Современники считали его авантюрным и чересчур интеллигентным одновременно. Конкуренты воровали его идеи, не брезгуя плагиатом. Дом Ханжонкова выпустил больше всего инсценировок русской классики в дореволюционном кинематографе и ни при каких обстоятельствах не делал фильмы "парижского жанра" — пошлые мелодрамы. Но Ханжонкова упорно будут обвинять в штамповке таких мелодрам, его беспрецедентный исторический фильм "Оборона Севастополя", который через сто лет не перестал быть актуальным, назовут шовинистическим. Ему припомнят всё: сомнительное, недостаточно активное "участие в общественно-политической жизни страны в 1917 году", а выезд за границу, куда прикованный к инвалидному креслу Ханжонков поехал лечиться, объяснят "не только состоянием здоровья".
Но всё это будет потом. А в 1898 году Александр Ханжонков — благополучный российский офицер из старинного уважаемого, но обедневшего казачьего рода, посмотрев заграничную новинку, которую привёз из Парижа его брат, влюбляется в "живую фотографию". Благодаря поразительной интуиции юный Ханжонков не просто увлекается кинематографом, он точно определяет захватывающие перспективы его развития. Родные и друзья подобное коммерческое занятие считают недостойным дворянина и офицера. Начального капитала не было, поэтому рассчитывать Ханжонкову приходилось только на "реверс" — сумму, полученную им при уходе с военной службы в запас, и поддержку жены. Антонина Николаевна, первая супруга Ханжонкова, была ближайшей помощницей и правой рукой мужа. Она была незаурядной личностью, разбиралась в драматургии, красиво пела, любила лошадей, была смелой наездницей. И не случайно фабричной маркой "Торгового дома", а впоследствии акционерного общества "Ханжонков и Ко" стал мифологический Пегас — крылатый красавец конь, вздыбившийся над буквами "А" и "Х".
Первое время предприятие не слишком удачно занимается прокатной деятельностью — закупает фильмы за рубежом и показывает их в России. Но Ханжонков буквально одержим идеей снимать кино. В конце 1908 года с помощью первого русского кинорежиссёра Василия Гончарова Ханжонкову удаётся снять и выпустить в прокат короткометражные фильмы "Песнь про купца Калашникова" и "Русская свадьба XVI столетия". В отличие от других кинопредпринимателей, деятельность которых носила не только бурный, но часто и спекулятивный, и даже авантюрный характер, Ханжонков подошёл к производству фильмов как к серьёзному и главному делу своей жизни.
Первые дозвуковые чёрно-белые фильмы современному зрителю покажутся смешными и нелепыми: неловкая игра актёров, примитивные декорации. Однако для того времени это был прорыв. Отечественное синема совершенствовалось. Ханжонков не жалел ни собственных сил, с головой отдаваясь работе, ни средств на новое оборудование. Огромным успехом у зрителей пользовался фильм "Оборона Севастополя", совместное детище Ханжонкова и Гончарова.
Ханжонков умел находить талантливых людей и смело привлекать их к работе. К нему приходят замечательные режиссёры Пётр Чардынин и Евгений Бауэр, актёры, ставшие легендами кино, Иван Мозжухин и Витольд Полонский. "Звёздами" русского кино благодаря участию в фильмах фирмы становятся балерина Вера Каралли и не имеющая актёрского образования Вера Холодная. С 1909-го по 1912 год Ханжонков выпускает в среднем 8–10 фильмов в год, а в 1913-м — двадцать.
Никому не известный чиновник из Вильно, вовсе не имевший отношения к кино, обратился к представителям иностранных кинофирм с предложением снять фильм, в котором действующими персонажами были бы. насекомые. Конечно, никто не принял его всерьёз. Тогда он обращается к Ханжонкову. Выслушав энтузиаста, кинопромышленник подписал с ним договор, и оператор уехал в Вильно, снабжённый съёмочным аппаратом и плёнкой для создания своей первой картины. Так родилась "Прекрасная Люканида" — мультфильм о войне жуков-рогачей и усачей. Она имела небывалый успех. Создатель ленты Владислав Старевич стал первым русским мультипликатором, а Ханжонков — первооткрывателем отечественной анимации.
Среди работ Ханжонкова не только игровые картины. Его фирма снимала научно-популярные фильмы, которые не приносили доходов, но были просветительскими и пользовались большим успехом: "Электрический телеграф", "Пар", "Глаз", "Пьянство и его последствия".
В 1916 году Ханжонков покупает в Ялте участок на улице Аутской, где был построен небольшой павильон с раздвижными окнами. Это и было киноателье Ханжонкова, которое станет основой Ялтинской киностудии .
Ателье Ханжонкова в Ялте, 1918–1919 гг.
После революции 1917 года, когда друзья Ханжонкова просили одного из высокопоставленных товарищей заступиться за Александра, тот спросил: "А разве его ещё не расстреляли?". Ну а как можно было не расстрелять: во-первых, дворянин, во-вторых, офицер, есаул, в-третьих, создатель такого вредного фильма, как "Оборона Севастополя". Но к тому времени Ханжонков, который с молодости болел полиартритом, был обездвижен и передвигался на коляске. Он был вынужден уехать из России в Австрию, где успешно наладил прокат русских фильмов и финансировал исследования по созданию звукового кино. Но в отличие от других кинофабрикантов Ханжонков не увёз с собой оборудование киностудии и через несколько лет вернулся на Родину по личному приглашению наркома просвещения Луначарского. Ханжонков принимал участие в создании советского кинематографа, но вскоре из-за болезни отошёл от дел и был забыт.
"Кто был ничем, тот станет всем!". В жизни же Александра Алексеевича Ханжонокова эти крылатые слова "Интернационала" сбылись с точностью до наоборот. Лучший в дозвуковом кинематографе, он стал никем и ничем после национализации кино в 1919 году.
"Судьбе было угодно отнять у него имущество, семью, положение в обществе, здоровье. Лишь одного не удалось забрать у Ханжонкова — веру. Задавленный житейскими невзгодами, искалеченный, обездвиженный жестокой болезнью, социальный изгой — бывший капиталист и потомственный казачий офицер, — он до конца жизни сохранил верность главному делу своей жизни — кинотворчеству", — так о первом отечественном кинопродюсере пишет киновед, воссоздавший через сто лет образ фильма "Оборона Севастополя", руководитель фестивального мемориала "Дни Ханжонкова в Ялте" Борис Арсеньев.
Стараниями Арсеньева и организаторов фестиваля вышел биографический очерк Сергея Сафронова "Александр Ханжонков — первый кинопродюсер России". Созданный к столетию со дня рождения Ханжонкова в 1977 году очерк долгие годы был "отложен за ненужностью", как попытка предать забвению имя Ханжонкова.
Не уподобляясь иванам, не помнящим родства, наша молодёжь снова интересуется своей историей, своим кинематографом. Когда в 1917 году Ханжонков основал в Ялте кинофабрику, он мечтал, что она станет русским Голливудом. Дореволюционное кино и лучшие отечественные фильмы Ялтинской киностудии, созданной на базе кинофабрики Ханжонкова, хороший пример того, что Александр Алексеевич не ошибся. "Оборона Севастополя", "Остров сокровищ", "Человек с бульвара Капуцинов", "В поисках капитана Гранта", "Человек-амфибия ", "Кавказская пленница " и многие другие картины, ставшие классикой отечественного кино, созданы на Ялтинской киностудии. Нам не нужны чужие герои. Достаточно вспомнить и не забывать своих, — уверены организаторы фестивального мемориала "Дни Ханжонкова в Ялте.
В тему
В Ливадийском дворце в ноябре торжественно отметят столетие первого российского полнометражного фильма "Оборона Севастополя", снятого в Крыму кинофабрикой "Ханжонков и Ко". Юбилей Ялтинская киностудия встретит в плачевном состоянии: восемнадцать объектов, общая площадь которых почти полтора гектара, вместе с историческим павильоном Ханжонкова проданы. Под угрозой продажи или утилизации оборудование, эксклюзивная коллекция исторических костюмов, уникальные декорации. От былого коллектива студии, насчитывающего почти 500 специалистов, осталось 23 сотрудника, 17 из них — охранники.
как вырезать фрагмент в киностудии